Меню

Новости

12.03.2019

Меняют правила закупок по 44-ФЗ

Национальный режим в закупках Предложили дать право государственным или муниципальным учреждениям культуры не применять ограничения и запреты на поставку иностранных товаров, работ, услуг. Правило
Все новости
БУДЬ В КУРСЕ ПОСЛЕДНИХ НОВОСТЕЙ!

Для заказчиков по Закону № 223-ФЗ, а ГУП и МУП в особенности: что проверить и изменить в положении о закупке до конца года

Ольга ЛОБАНОВА Академия промышленного менеджмента им. Н.П. Пастухова
  1. Какие пять изменений в положение нужно внести до начала 2019 года
  2. В чем специфика положений о закупке унитарных предприятий
  3. Как и зачем разделять закупки у едпоставщика на подвиды – все варианты, доступные ГУП и МУП
  4. Что делать, если оснований закупок у едпоставщика недостаточно
Чтобы в следующем году работать по Закону № 223-ФЗ, ГУП и МУП должны до 31 декабря разместить в ЕИС обновленное положение о закупке. Не думайте, что сможете достать из ящика старое положение, исправить дату и утвердить. За это время изменились и Закон № 223-ФЗ, и требования к положению о закупке. Смотрите, что нужно исправить в документе, чтобы в 2019 году работать по Закону № 223-ФЗ было удобнее, чем раньше.

Пять изменений в положении, которые надо внести всем до начала 2019 года

В Законе № 223-ФЗ в 2018 году произошло принципиальное событие. Летом начали действовать изменения, которые внес Закон от 31.12.2017 № 505-ФЗ. Ввели новые обязанности: теперь надо отдельно прописать конкурентные закупки, их способы расширили, сократили и ужесточили некоторые сроки. Все заказчики должны были привести свое положение в соответствие, но многие спешить не стали, и вот у них остался последний месяц. Для ГУП и МУП в середине года также произошел приятный сюрприз. Законодатели признали, что эксперимент с переводом на контрактную систему не удался, и позволили унитарным предприятиям быстренько вернуться обратно к Закону № 223-ФЗ. Поставили условие: до 1 октября утвердить положение с новыми правилами, кто не успел – остался на Законе № 44-ФЗ до конца года. Но и для опоздавших оставили последний шанс: утвердите новое положение до конца года с учетом всех новых требований и с 1 января сможете вновь проводить закупки по Закону № 223-ФЗ. И вот что вам нужно учесть. Сроки в самой процедуре закупки. Конкурентные закупки стали проходить быстрее. Участникам сократили минимальные сроки на подачу заявок на конкурсы и аукционы с 20 до 15 рабочих дней. А если проводят электронный конкурс или аукцион с НМЦ до 30 млн руб., достаточно предоставить поставщикам не менее 7 дней на подачу заявок. Внимательно сравните сроки, которые вы прописали в своем положении, со сроками в таблице. Если контролеры найдут в вашем положении противоречия по срокам – оштрафуют и должностное лицо, и саму организацию (пп. 4–6 ст. 7.32.3 КоАП). По новым правилам, если изменили документацию в конкурентной закупке, продлите срок подачи заявок так, чтобы с даты размещения изменений до окончания срока подачи осталось не менее половины этого срока. Разъяснения документации по запросу от потенциальных участников вы должны дать в течение 3 рабочих дней с момента получения такого запроса. Решение об отмене закупки вы должны разместить день в день и не позднее даты окончания подачи заявок. Все эти процедуры и сроки также должны быть в вашем положении о закупке.
← Схема 1. Какие минимальные сроки процедур нужно прописать в положении о закупке
  1. Сроки утверждения и размещения положения. Срок для вашего главного документа по закупкам остался тем же. Размещайте в ЕИС свое положение о закупке в течение 15 дней с момента, как утвердили его. Такой же срок отвели для размещения в ЕИС изменений в положении о закупке. Если приняли решение о присоединении к типовому положению о закупке, у вас также есть 15 дней, чтобы разместить решение в ЕИС.
  2. Порядок заключения договоров. В законе теперь есть конкретные сроки: при конкурентной закупке договор заключают в промежутке 10–20 дней после размещения итогового протокола (не раньше и не позже). Если участники подали жалобу, договор заключают в течение 5 дней после того, как ФАС вынесет решение по этой жалобе.
  3. Порядок отчетности в ЕИС. Немного изменили правила отчетности в ЕИС. Сведения о количестве и стоимости договоров, заключенных по результатам закупки у СМП, ежемесячно вносить больше не нужно. А вот какие сведения вы обязаны разместить не позднее 10-го числа месяца, следующего за отчетным:
  • о количестве и об общей стоимости договоров (в том числе об общей стоимости договоров, информацию о которых не вносят в реестр договоров и которая не подлежит размещению в ЕИС);
  • количестве и стоимости договоров, которые заказчик размещает по результатам закупки у едпоставщика;
  • количестве и стоимости договоров с едпоставщиком по результатам конкурентной закупки, признанной несостоявшейся.
  1. Разделение закупок на конкурентные и неконкурентные. Теперь в положении они должны идти отдельными списками. К конкурентным способам относят конкурс, аукцион, запрос предложений, запрос котировок. Каждый из них делят еще на три вида: открытый, закрытый и электронный. Всего получается 12 конкурентных способов. Запрос котировок и запрос предложений ввели в ранг конкурентных закупок со всеми присущими им ограничениями, в том числе в части описания предмета закупки. На каждый способ надо прописать свой отдельный порядок размещения извещения, порядок подачи, рассмотрения и оценки заявок, порядок признания победителя, требования к заявкам. Но в целом описание конкурентных способов обычно проходит без проблем – многие заказчики копируют текст из типовых положений о закупке. А текст в типовые копировали из Закона № 44-ФЗ.
Прописать порядок неконкурентных процедур трудоемкий, но несложный процесс. А выгодно и обоснованно прописать все закупки у едпоставщика на практике гораздо сложнее. У едпоставщика хотят закупать почти все, но обоснований для этого способа можно найти не так уж и много. Поэтому далее в статье мы расскажем об этом подробнее.

В чем специфика положений унитарных предприятий

Изменения или создание нового положения о закупках для ГУП и МУП можно условно разделить на две части. Первая – универсальные изменения, где нужно учесть все новые правила, – не зависит от организационно-правовой формы хозяйствующего субъекта, эти изменения должны быть отражены в положении. Включение конкурентных закупок, условия, порядок из применения, корректировка сроков и требований к процедурной документации – об этом вы читали в первом разделе. Вторая категория – специальная, сюда вы включите только то, что относится к вашей специфике деятельности. Для начала возьмите устав и проанализируйте, как там прописали все виды деятельности организации. Это будет основой для того, чтобы вы смогли некоторые такие закупки проводить как неконкурентные. В уставе все будет прописано конкретно, а в целом основные виды деятельности унитарных предприятий смотрите на схеме.
← Схема 1. Основные виды деятельности унитарных предприятий Пропишите, что вы называете закупкой у едпоставщика. По сути, такая закупка – это прямая передача заказа одному конкретному исполнителю, которого вы выбираете сами. Это неконкурентный способ закупки, при котором договор заключают с одним конкретным участником закупки на условиях, которые устраивают обе стороны. Выделите специфические предметы закупки, которые вам необходимы в деятельности именно в вашей организации. Такие закупки вы будете проводить у едпоставщика. Примеры всегда очень конкретны. Например, в положении это может выглядеть как в образце 1.
← Образец 1. Закупки, связанные со спецификой деятельности унитарного предприятия, которые проводят у едпоставщика (примеры собраны из нескольких положений о закупке разных заказчиков из числа ГУП и МУП) Список таких оснований можно продолжать. Чтобы не вызвать подозрения в злоупотреблениях от контролеров, пропишите в положении условия и порядок, как и когда принимают решение о проведении закупки у единственного поставщика.
← Пример. Как прописать обоснование

Другие закупки у едпоставщика – все варианты, доступные ГУП и МУП

Помимо закупок у едпоставщика, которые связаны со спецификой вашей деятельности, есть и общие основания, которые подходят всем. Как правило, у всех положений заказчиков, которые изучила автор, перечень оснований обширный и разделен на дополнительные категории. Посмотрите на схеме, какие «подвиды» закупок у единственного поставщика можно включить дополнительно. Это поможет удобно структурировать ваш перечень закупок, которые вы хотите закупать у едпоставщика, чтобы у вас самих не возникало вопросов, какую конкретную закупку у едпоставщика к какому разделу положения отнести.
← Схема 2. Какие «подвиды» закупок у единственного поставщика можно включить дополнительно Почти каждую из перечисленных категорий можно дополнить своими условиями. Главное соблюдайте принцип «целевое и экономически эффективное расходование денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг» и учитывайте возможные потери при выборе иных способов закупки. Рассмотрим каждую категорию подробнее. Закупка у единственного участника конкурентной закупки. Здесь классический состав оснований. Например, в Положении вы можете оформить это как в образце 2.
← Образец 2. Основания для закупки у едпоставщика – единственного участника конкурентной процедуры Закупка малого объема у едпоставщика. В зависимости от годового объема закупок в положении о закупке самостоятельно определите предельную цену договора, при которой будете закупать у едпоставщика. Например, все закупки до 100 или 500 тыс. руб. вне зависимости от предмета закупки. В основу такого ценника ставят соотношение «цена договора/трудозатраты на проведение этой закупки». Закупка у единственного поставщика в условиях чрезвычайной ситуации. Сюда относят срочные закупки, когда выбирать иные способы нецелесообразно или невозможно, потому что просто нет времени:
  • возникли чрезвычайные обстоятельства (авария, иная чрезвычайная ситуация природного или техногенного характера, обстоятельства непреодолимой силы);
  • возникли обстоятельства, которые могут непосредственно повлиять на надлежащее предоставление Заказчиком государственных услуг, предусмотренных соответствующими административными регламентами, уставную деятельность Заказчика, когда применение иных способов закупки, требующих затрат времени, нецелесообразно;
  • уполномоченный орган отменил результаты закупки, проведенной конкурентным способом (в ситуации, когда повторное проведение закупки конкурентным способом невозможно);
  • расторгнут неисполненный договор, и необходимо завершить его исполнение, но невозможно провести конкурентную процедуру закупки с учетом требуемых сроков исполнения.
Это универсальные формулировки. Кроме того, в эту категорию можете включить и специфические основания, например: «Заключение договора на предоставление профессионального аварийно-спасательного формирования на выполнение работ по локализации и ликвидации аварийных розливов нефтепродуктов» – если такие ситуации уже случались в вашей деятельности. Закупка у единственного поставщика в случае отсутствия альтернативы. Отнесите к этой категории закупки поставщиков, у которых нет конкурентов на рынке, то есть монополистов. Монополия возникает по различным причинам: в силу законодательного регулирования или технических и технологических особенностей. В категорию безальтернативных закупок обычно включают закупки у «классических монополистов», например:
  • поставка товаров, выполнение работ, оказание услуг относятся к сфере деятельности субъектов естественных монополий в соответствии с Федеральным законом от 17.08.1995 № 147-ФЗ «О естественных монополиях»;
  • оказание услуг водоснабжения, водоотведения, канализации, теплоснабжения, газоснабжения (за исключением услуг по реализации сжиженного газа), подключения (присоединение) к сетям инженерно-технического обеспечения, а также иных услуг по регулируемым в соответствии с законодательством ценам (тарифам);
  • закупки энергоснабжения или электрической энергии у гарантирующего поставщика.
А для остальных случаев в группу безальтернативных закупок включите закупки у технологически обоснованных монополистов. В бытовом понимании и тех и других можно назвать монополистами. Но в положении вы можете выделить их в отдельную категорию, как в образце 3.
← Образец 3. Как прописать перечень закупок у монополистов

Что делать, если оснований закупок у едпоставщика недостаточно

Если вам мало или, наоборот, вы «загнали» в едпоставщика слишком много своих предполагаемых закупок, предлагаем довольно редкую хитрость – «полуконкурентные» закупки. Они не отвечают критериям конкурентной закупки, но конкуренция там в той или иной степени присутствует. Смотрите. У заказчика помимо закупки у едпоставщика есть право проводить другие неконкурентные закупки, если он пропишет их в положении (ч. 2 ст. 3 Закона № 223-ФЗ). Конкурентной закупкой признают только те, которые одновременно соответствуют условиям, которые показаны на схеме 3. Нарушьте хотя бы одно условие – и закупка станет неконкурентной, но при этом она не будет являться закупкой у едпоставщика.
← Схема 3. Какие условия закупки можно нарушить, чтобы она перешла в разряд неконкурентной Если заказчик «изобрел» способ, который не отвечает хотя бы одному из перечисленных в схеме условий, то этот способ уже станет неконкурентным. Но при этом вы будете направлять запросы нескольким потенциальным поставщикам и условно не нарушите принципы конкуренции. К таким способам можно отнести запрос цен и мониторинг цен. Запрос цен. Неконкурентный способ закупки, при котором заказчик направляет потенциальным поставщикам запрос о предоставлении информации о цене на товары, работы или услуги. Пропишите минимальное количество поставщиков, которым таких запросов разным поставщикам, например 5 или 10, и способ отправки – электронная почта или факс. Определитесь в положении с содержанием такого запроса, сроком для ответа и документами, которые будете направлять поставщикам. Победителем признайте поставщика, который в своем ответе – коммерческом предложении – предложил наиболее низкую цену договора, а сам товар, работа или услуга соответствуют требованиям, которые вы указали в запросе. Так вы формально соблюдете принцип конкуренции, правда, среди ограниченного количества участников, и то, что они конкурируют между собой, сами они не знают. Мониторинг цен. Наиболее самостоятельный неконкурентный способ закупки. Прежде чем заключить договор, сотрудник заказчика или отдел – инициатор закупки – самостоятельно изучает товары, работы и услуги, которые предлагает рынок. И подбирает поставщиков, которые соответствуют нужным критериям. Победителем признают поставщика, у которого по результатам мониторинга выявили наиболее низкую на рынке цену, товар или услугу, которые соответствуют заданным критериям. Метод хорошо подходит, когда нужно приобрести юридические, финансовые или консалтинговые услуги широкого спектра, например:
  • закупка преподавательских услуг;
  • экспертных услуг;
  • консультационных, юридических и нотариальных услуг;
  • услуги технической инвентаризации и технического учета;
  • по техническому осмотру дорожных машин и автотранспортных средств, страхованию автотранспортных средств;
  • аренде нежилого здания, строения, сооружения, нежилого помещения;
  • закупка услуг по привлечению во вклады (включая размещение депозитных вкладов) денежных средств организаций;
  • услуги по получению кредитов и займов, доверительному управлению денежными средствами и иным имуществом;
  • по выдаче банковских гарантий и поручительств, предусматривающих исполнение обязательств в денежной форме;
  • закупка брокерских услуг, услуг депозитариев;
  • оплата услуг по выдаче наличных денежных средств.
Другой пример. Вы, вероятно, часто участвуете как участник по Закону № 44-ФЗ, но теперь для участия в закупках вам нужен спецсчет. Спецсчет можно открыть только в одном из восьми аккредитованных банков. То есть закупку услуг по ведению спецсчета вы не сможете сделать конкурентной: нарушите принцип доступности – увидят закупку все, а поучаствовать смогут только восемь банков. А вот мониторинг цен здесь подойдет – выберите банк, который предложил наименьшую цену. Пример подходит и к запросу цен: если несколько банков вам предложат одинаковую цену, признайте победителем того, кто прислал предложение первым.
Отзывы

Преимущества "Аналитик-инвест"

Мы обучили более 2250 поставщиков и заказчиков;
Провели более 250 мероприятий и семинаров!
Составили и подали более 700 жалоб в ФАС.
Подали более 3500 заявок на участие в торгах!
После обучения 80% наших слушателей активно участвуют и побеждают!
Организовали получение банковских гарантий на сумму более 3,5 млрд. руб.
ООО «Аналитик тендер»
Московский проспект д.25
Санкт-Петербург
Санкт-Петербург 190013
Phone: +7 (812) 940-45-77 Phone: +7 (812) 956-03-56
Яндекс.Метрика