Контроль за 44-ФЗ / Аналитик Тендер
Меню

Новости

17.04.2024

❗Цифровой контракт при конкурентных госзакупках: учитываем важные изменения с 1 апреля 2024 года❗

Скоро заказчики будут обязаны формировать цифровой проект контракта по итогам конкурентных электронных процедур. Расскажем, на какие сложности обратить внимание при его подготовке. ⚡
Все новости
БУДЬ В КУРСЕ ПОСЛЕДНИХ НОВОСТЕЙ!

Контроль за 44-ФЗ

Разграничение полномочий контролирующих органов

В настоящее время в силу ст. 17 Закона о размещении заказов контроль в сфере размещения заказов осуществляют ФАС и органы исполнительной власти субъекта РФ, местного самоуправления муниципального района, городского округа. Закон о контрактной системе расширяет перечень контролирующих органов и разграничивает их полномочия. Так, согласно ч. 1 ст. 99 Закона о контрактной системе контроль в сфере размещения заказов возложен на следующие органы. ФАС. Как и в настоящее время, ФАС будет осуществлять контроль в сфере закупок путем проведения:
  • плановых проверок в отношении заказчиков, контрактных служб, контрактных управляющих, комиссий по осуществлению закупок и их членов, уполномоченных органов, уполномоченных учреждений при осуществлении закупок для обеспечения федеральных нужд, в отношении специализированных организаций, выполняющих в соответствии с Законом о контрактной системе отдельные полномочия в рамках осуществления закупок для обеспечения федеральных нужд, в отношении операторов электронных площадок;
  • внеплановых проверок в отношении заказчиков, контрактных служб, контрактных управляющих, комиссий по осуществлению закупок и их членов, уполномоченных органов, уполномоченных учреждений, специализированных организаций, операторов электронных площадок (далее — субъекты контроля).
Органы исполнительной власти субъекта РФ, уполномоченные на осуществление контроля в сфере закупок. Указанные органы будут осуществлять:
  • плановые проверки в отношении заказчиков, контрактных служб, контрактных управляющих, комиссий по осуществлению закупок и их членов, уполномоченных органов, уполномоченных учреждений при осуществлении закупок для обеспечения нужд субъекта РФ, в отношении специализированных организаций, выполняющих в соответствии с Законом о контрактной системе отдельные полномочия в рамках осуществления закупок для обеспечения нужд субъекта РФ;
  • внеплановые проверки в отношении заказчиков, контрактных служб, контрактных управляющих, комиссий по осуществлению закупок и их членов, уполномоченных органов, уполномоченных учреждений при осуществлении закупок для обеспечения нужд субъекта РФ и муниципальных нужд муниципальных образований, находящихся на территории субъекта РФ, в отношении специализированных организаций, выполняющих в соответствии с Законом о контрактной системе отдельные полномочия в рамках осуществления закупок для обеспечения нужд субъекта РФ и муниципальных нужд муниципальных образований, находящихся на территории субъекта РФ.
Органы местного самоуправления муниципального района или городского округа, уполномоченные на осуществление контроля в сфере закупок. Контроль будет осуществляться путем проведения плановых и внеплановых проверок в отношении заказчиков, контрактных служб, контрактных управляющих, комиссий по осуществлению закупок и их членов, уполномоченных органов, уполномоченных учреждений при осуществлении закупок для обеспечения муниципальных нужд, в отношении специализированных организаций, выполняющих в соответствии с Законом о контрактной системе отдельные полномочия в рамках осуществления закупок для обеспечения муниципальных нужд. Федеральное казначейство, финансовые органы субъектов РФ и муниципальных образований, органы управления государственными внебюджетными фондами. С 01.01.2016 указанные органы будут осуществлять контроль за:
  • соответствием информации об объеме финансового обеспечения, включенной в планы закупок, информации об объеме финансового обеспечения для осуществления закупок, утвержденном и доведенном до заказчика;
  • соответствием информации об идентификационных кодах закупок и об объеме финансового обеспечения для осуществления данных закупок, содержащейся: а) в планах-графиках, в планах закупок; б) в извещениях об осуществлении закупок, в документации о закупках, в планах-графиках; в) в протоколах определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей), в документации о закупках; г) в условиях проектов контрактов, направляемых участникам закупок, с которыми заключаются контракты, в протоколах определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей); д) в реестре контрактов, заключенных заказчиками, в условиях контрактов.
Порядок осуществления указанного контроля, в том числе порядок действий органов контроля при выявлении несоответствия контролируемой информации, будет установлен Правительством РФ. Кроме того, Правительством РФ может быть определена и иная информация, подлежащая контролю. Необходимо отметить, что на основании соглашений с органами управления государственными внебюджетными фондами, высшими исполнительными органами государственной власти субъектов РФ, местными администрациями полномочия в сфере контроля размещения заказов могут быть переданы Федеральному казначейству. Органы внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля, определенные в соответствии с Бюджетным кодексом. Необходимо отметить, что в настоящее время Бюджетный кодекс не содержит определения органов внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля. Однако в Государственной Думе находится на рассмотрении проект Федерального закона N 116783-6 «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в части регулирования государственного и муниципального финансового контроля и ответственности за нарушение бюджетного законодательства Российской Федерации», нацеленный на развитие системы государственного и муниципального финансового контроля, необходимой для повышения качества управления общественными финансами. Согласно изменениям, вносимым в ст. 265 БК РФ, государственный (муниципальный) финансовый контроль будет подразделяться на внешний и внутренний, предварительный и последующий. При этом под внутренним государственным (муниципальным) финансовым контролем понимается контрольно-ревизионная деятельность Росфиннадзора, органов государственного (муниципального) финансового контроля, являющихся органами (должностными лицами) исполнительной власти субъектов РФ (органами местной администрации), Федерального казначейства (финансовых органов субъектов РФ или муниципальных образований). К полномочиям указанных органов будут относиться (за исключением Федерального казначейства (финансовых органов субъектов РФ или муниципальных образований)):
  • контроль за соблюдением бюджетного законодательства РФ и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения;
  • контроль за полнотой и достоверностью отчетности о реализации государственных (муниципальных) программ, в том числе отчетности об исполнении государственных (муниципальных) заданий.
В силу ч. 8 ст. 99 Закона о контрактной системе указанные органы будут осуществлять контроль в отношении:
  • соблюдения требований к обоснованию закупок, предусмотренных ст. 18 Закона о контрактной системе, при формировании планов закупок и обоснованности закупок;
  • нормирования в сфере закупок, предусмотренного ст. 19 Закона о контрактной системе, при планировании закупок;
  • — определения и обоснования начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), при формировании планов-графиков;
  • применения заказчиком мер ответственности и совершения иных действий в случае нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта;
  • соответствия поставленного товара, выполненной работы (ее результата) или оказанной услуги условиям контракта;
  • своевременности, полноты и достоверности отражения в документах учета поставленного товара, выполненной работы (ее результата) или оказанной услуги;
  • соответствия использования поставленного товара, выполненной работы (ее результата) или оказанной услуги целям закупки.
При этом указанный контроль будет осуществляться в целях установления законности составления и исполнения бюджетов бюджетной системы РФ в отношении расходов, связанных с осуществлением закупок, достоверности учета таких расходов и отчетности. Рособоронзаказ. Данный орган будет осуществлять контроль в сфере закупок, за исключением контроля, предусмотренного ч. 5 и 8 ст. 99 Закона о контрактной системе, путем проведения плановых и внеплановых проверок в сфере закупок в рамках государственного оборонного заказа, а также при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения федеральных нужд, которые не относятся к государственному оборонному заказу и сведения о которых составляют государственную тайну. Рособоронзаказ будет осуществлять контроль в отношении:
  • соблюдения требований к обоснованию и обоснованности закупок, осуществляемых в рамках государственного оборонного заказа;
  • нормирования в сфере закупок, предусмотренного ст. 19 Закона о контрактной системе, при осуществлении закупок в рамках государственного оборонного заказа;
  • определения и обоснования начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), при осуществлении закупок в рамках государственного оборонного заказа;
  • применения заказчиком мер ответственности и совершения иных действий в случае нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта при осуществлении закупок в рамках государственного оборонного заказа;
  • соответствия поставленного товара, выполненной работы (ее результата) или оказанной услуги при осуществлении закупок в рамках государственного оборонного заказа условиям контракта;
  • своевременности, полноты и достоверности отражения в документах учета поставленного товара, выполненной работы (ее результата) или оказанной услуги при осуществлении закупок в рамках государственного оборонного заказа;
  • соответствия использования поставленного товара, выполненной работы (ее результата) или оказанной услуги при осуществлении закупок в рамках государственного оборонного заказа целям закупки.

Общие положения о порядке осуществления контроля

Порядок осуществления контроля за соблюдением Закона о контрактной системе будет устанавливаться Правительством РФ, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ, местной администрацией. Указанный порядок, в частности, должен предусматривать:
  • основания, порядок организации, предмет, форму, сроки, периодичность проведения проверок субъектов контроля и оформление результатов таких проверок;
  • порядок, сроки направления, исполнения, отмены предписаний органов контроля;
  • перечень должностных лиц, уполномоченных на проведение проверок, их права, обязанности и ответственность;
  • порядок действий органов контроля, их должностных лиц при неисполнении субъектами контроля предписаний органов контроля, а также при получении информации о совершении субъектами контроля действий (бездействия), содержащих признаки административного правонарушения или уголовного преступления;
  • порядок использования единой информационной системы, а также ведения документооборота в единой информационной системе при осуществлении контроля.
Как раньше, контрольные мероприятия подразделяются на плановые и внеплановые. В отношении каждого заказчика, контрактной службы заказчика, контрактного управляющего, постоянно действующей комиссии по осуществлению закупок и ее членов, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, операторов электронной площадки плановые проверки проводятся контрольным органом в сфере закупок не чаще чем один раз в шесть месяцев. В силу ч. 15 ст. 99 Закона о контрактной системе внеплановые проверки могут проводиться по следующим основаниям:
  • получение обращения участника закупки либо осуществляющих общественный контроль общественного объединения или объединения юридических лиц с жалобой на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, оператора электронной площадки или комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностных лиц контрактной службы, контрактного управляющего;
  • поступление информации о нарушении законодательства РФ и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок;
  • истечение срока исполнения ранее выданного в соответствии с п. 2 ч. 22 ст. 99 Закона о контрактной системе предписания.
При выявлении в результате проведения контрольным органом в сфере закупок плановых и внеплановых проверок, а также в результате рассмотрения жалобы на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, оператора электронной площадки или комиссии по осуществлению закупок нарушений законодательства РФ и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок контрольный орган в сфере закупок вправе:
  • составлять протоколы об административных правонарушениях, связанных с нарушениями законодательства РФ и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок, рассматривать дела о таких административных правонарушениях и принимать меры по их предотвращению в соответствии с законодательством об административных правонарушениях;
  • выдавать обязательные для исполнения предписания об устранении таких нарушений в соответствии с законодательством РФ, в том числе об аннулировании определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей);
  • обращаться в суд, арбитражный суд с исками о признании осуществленных закупок недействительными в соответствии с Гражданским кодексом. Согласно ч. 26 ст. 99 Закона о контрактной системе при проведении плановых и внеплановых проверок должностные лица контрольного органа в сфере закупок в соответствии с их полномочиями вправе запрашивать и получать на основании мотивированного запроса в письменной форме документы и информацию, необходимые для проведения проверки, а также по предъявлении служебных удостоверений и приказа (распоряжения) руководителя (заместителей руководителя) указанного органа о проведении таких проверок имеют право беспрепятственного доступа в помещения и на территории, которые занимают заказчики, специализированные организации, операторы электронных площадок, для получения документов и информации о закупках, необходимых контрольному органу в сфере закупок.
Кроме того, в новом законе детально прописаны и полномочия органов внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля. Так, в соответствии с ч. 27 ст. 99 Закона о контрактной системе должностные лица данных органов имеют право:
  • запрашивать и получать на основании мотивированного запроса в письменной форме документы и информацию, необходимые для проведения проверки;
  • при осуществлении плановых и внеплановых проверок беспрепятственно по предъявлении служебных удостоверений и копии приказа (распоряжения) руководителя (заместителей руководителя) такого органа контроля о проведении проверки посещать помещения и территории, которые занимают заказчики, требовать предъявления поставленных товаров, результатов выполненных работ, оказанных услуг, а также проводить необходимые экспертизы и другие мероприятия по контролю;
  • выдавать предписания об устранении выявленных нарушений законодательства РФ и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок;
  • составлять протоколы об административных правонарушениях, связанных с нарушениями законодательства РФ и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок, рассматривать дела о таких административных правонарушениях и принимать меры по их предотвращению.

Принятие решений по результатам проверок

Большое внимание составители Закона о контрактной системе уделили разрешению противоречий между результатами контроля различных контролирующих органов. Так, решения уполномоченных на осуществление контроля в сфере закупок органа местного самоуправления муниципального района или органа местного самоуправления городского округа, которые приняты по результатам проведения плановой и (или) внеплановой проверки, не могут противоречить решениям ФАС, органа исполнительной власти субъекта РФ, которые приняты по результатам проведения внеплановых проверок одной и той же закупки (ч. 17 ст. 99 Закона о контрактной системе). Также решение уполномоченного на осуществление контроля в сфере закупок органа исполнительной власти субъекта РФ, которое принято по результатам плановой и (или) внеплановой проверки, не может противоречить решению ФАС, принятому по результатам внеплановых проверок одной и той же закупки. Согласно ч. 19 ст. 99 Закона о контрактной системе при принятии решения по результатам внеплановой проверки ФАС подлежат рассмотрению и оценке доводы, содержащиеся в решениях, ранее принятых органом исполнительной власти субъекта РФ, органом местного самоуправления муниципального района или органом местного самоуправления городского округа, уполномоченными на осуществление контроля в сфере закупок, по результатам плановых и (или) внеплановых проверок, предметом которых является одна и та же планируемая или осуществляемая закупка. В случае если ФАС, органом исполнительной власти субъекта РФ, органом местного самоуправления муниципального района или органом местного самоуправления городского округа, уполномоченными на осуществление контроля в сфере закупок, по результатам плановых и (или) внеплановых проверок выданы связанные с одной и той же закупкой решения в отношении одних и тех же действий (бездействия) субъектов контроля, выполняется решение, принятое ФАС. При принятии решения по результатам внеплановой проверки органом исполнительной власти субъекта РФ, уполномоченным на осуществление контроля в сфере закупок, подлежат рассмотрению и оценке доводы, содержащиеся в решениях, ранее принятых органом местного самоуправления муниципального района или органом местного самоуправления городского округа, уполномоченными на осуществление контроля в сфере закупок, по результатам плановых и (или) внеплановых проверок, предметом которых является одна и та же планируемая или осуществляемая закупка. В случае если органом исполнительной власти субъекта РФ, органом местного самоуправления муниципального района или органом местного самоуправления городского округа, уполномоченными на осуществление контроля в сфере закупок, по результатам плановых и (или) внеплановых проверок, выданы связанные с одной и той же закупкой решения в отношении одних и тех же действий (бездействия) субъектов контроля, выполняется решение, принятое органом исполнительной власти субъекта РФ, уполномоченным на осуществление контроля в сфере закупок.
Отзывы

Преимущества "Аналитик-инвест"

Мы обучили более 2250 поставщиков и заказчиков;
Провели более 250 мероприятий и семинаров!
Составили и подали более 700 жалоб в ФАС.
Подали более 3500 заявок на участие в торгах!
После обучения 80% наших слушателей активно участвуют и побеждают!
Организовали получение банковских гарантий на сумму более 3,5 млрд. руб.
ООО «Аналитик тендер»
Московский проспект д.25
Санкт-Петербург
Санкт-Петербург 190013
Phone: +7 (812) 940-45-77 Phone: +7 (812) 956-03-56